Игра «Скотт Пилигрим против всего мира» отметила свое 15-летие 10 августа 2025 года. В этой статье мы пообщались с разработчиками оригинальной игры, чтобы узнать о ее создании и непреходящем влиянии.
Поверьте мне, как представителю старшего поколения миллениалов: чем дольше живешь, тем больше замечаешь, как медиа вашей юности отражаются в каком-то странном, зацикленном зеркале смеха. Старый мем Дедушки Симпсона «Это случится и с тобой!» не просто идеально подходит в качестве реакции, но и служит отличным примером. Это известный мем, появившийся из шоу, которое теперь известно младшим поколениям как бесконечная фабрика мемов. Сцена, направленная на поколение X с ностальгией по 70-м, где персонаж оплакивает свою крутизну в 50-е, а настоящая шутка заключалась в ностальгии по 40-м.
Сегодня «Скотт Пилигрим» занимает схожее, необычное положение в поп-культуре. В середине 2000-х годов оригинальные графические романы были для поклонников старых видеоигр, аниме и канадских инди-групп тем же, чем для поколения X было преклонение Кевина Смита перед «Звездными войнами» и комиксами Marvel. Многие читатели находили отклик в истории застенчивого бездельника — главного героя Скотта, — встречающегося с гораздо более крутой девушкой с бурным прошлым, Рамоной Флауэрс, и Скотту приходилось разбираться с этим прошлым, сражаясь с ее семью злыми бывшими. Эмоциональная искренность, которую Брайан Ли О`Мэлли вложил в историю, привлекла даже тех, кто, возможно, никогда не брал в руки геймпад, тех, кто просто видел прекрасно нарисованную, хорошо написанную фантастическую инди-книгу из серии «кусочек жизни». Скотту по-прежнему приходилось искать работу, платить за аренду и в целом становиться взрослым. Просто он делал это, общаясь с гиками на совершенно другом, тайном языке ностальгических метафор.
В конечном итоге именно это сделало Эдгара Райта, вероятно, единственным разумным выбором для экранизации. Райт говорил на том же языке в своих работах еще с начала 2000-х годов, начиная с «Дома мертвых», «Зомби по имени Шон» и «Типа крутых легавых». Это человек, который поставил кульминационную ссору между соседями по комнате в «Доме мертвых» как раунд Tekken 3, использовал «Don`t Stop Me Now» группы Queen в качестве фона для избиения зомби бильярдными киями и применил классические тропы зомби-фильмов и крупных голливудских боевиков, чтобы исследовать идею эволюции мужчин в мире.

Использование поп-культуры в качестве краткого выражения — это целое искусство. В руках Эрнеста Клайна, автора «Первому игроку приготовиться», это выглядит дешево и бессмысленно, поскольку служит лишь подтверждением одержимости, не говоря ничего о самих одержимых. В руках же Райта это очаровательно и эффективно, ведь он использует поп-культуру для усиления уже существующих эмоций.
Так в 2010 году на экраны вышел фильм «Скотт Пилигрим против всех», который по сей день остается невероятным произведением, не только как точная экранизация романов, но и как потрясающее достижение в аудиовизуальном повествовании в целом. Ближайший визуальный аналог — «Спиди-гонщик» сестер Вачовски. Все остальные фильмы такого уровня можно пересчитать по пальцам одной руки, и два из них — это фильмы «Человек-паук: Через вселенные». К сожалению, это неспроста. Несмотря на невероятную режиссуру, актуальную безостановочную комедию, фантастический инди-рок саундтрек, искреннюю историю, безупречное признание критиков и актерский состав, который впоследствии стал одними из самых известных и признанных актеров поколения, фильм на самом деле оказался крупным провалом. Его кассовые сборы в первый уикенд составили 10 миллионов долларов, а общие — 30 миллионов, едва покрыв половину своего 60-миллионного бюджета. Он был мертворожденным. Оказалось, что у фильма больше общего со «Спиди-гонщиком» Вачовски, чем с визуальным языком. Его было трудно продать неподготовленной массовой аудитории, не привыкшей к гиперкинетическому максималистскому повествованию. Маркетинговый отдел Universal, очевидно, чувствовал то же самое; фильм продавали как мюзикл с драками вместо песен. Это не совсем неверное представление о фильме, но все же его было трудно продать.
В то время как фильм «Скотт Пилигрим» терпел неудачу в кинотеатрах, в реальной Канаде Скотт Пилигрим вел другую битву в другой среде.
Жан-Франсуа Майор — один из соучредителей Tribute Games, студии, стоящей за целым рядом ретро-игр в пиксельном стиле, таких как Mercenary Kings, Panzer Paladin, Teenage Mutant Ninja Turtles: Shredder`s Revenge и грядущая Marvel Cosmic Invasion. Но еще в 2010 году он был частью команды разработчиков Ubisoft, которая решила пойти на большой риск для компании.
«Мы в основном занимались играми для Game Boy Advance: Teenage Mutant Ninja Turtles, Open Season, Star Wars — в основном лицензионными играми, — рассказал Майор в коротком интервью. — В какой-то момент мы узнали, что будет сниматься фильм по Скотту Пилигриму. И мы подумали, почему бы Ubisoft не сделать игру на основе этой интеллектуальной собственности. Поэтому мы решили представить идею и получить одобрение Universal. Это была последняя пиксельная игра, над которой работала Ubisoft. Мы сохранили ретро-стиль, это было своего рода продолжением наших игр для Game Boy Advance.»
Для сравнения, среди крупных игр, выпущенных Ubisoft в то время, были Splinter Cell: Conviction, Assassin`s Creed Brotherhood, Prince of Persia: The Forgotten Sands и первая попытка Ubisoft создать игру по «Аватару» Джеймса Кэмерона. Самым близким к ретро-игре в портфолио Ubisoft того периода был совершенно забытый ремейк TMNT: Turtles In Time. Так как же Майор и его команда смогли тогда втиснуть 2D-игру в пиксельном стиле в список проектов компании?
«Не знаю, как вежливо ответить, — сказал Майор со смехом. — Думаю, этот проект в Ubisoft не был до конца понят. К счастью, они позволили нам делать то, что мы хотели, и не задавали слишком много вопросов. Они были больше сосредоточены на своих крупных проектах. Ubisoft отходила от пиксельных игр, и это была наша последняя попытка. Всю нашу команду отправили работать над более крупными AAA-играми, а это не было нашей страстью. Именно поэтому мы в итоге основали Tribute». Брайан Ли О`Мэлли испытывал схожие смешанные чувства, отметив в нашем кратком интервью, что «они не дали нам бюджет, чтобы сделать все, что мы хотели», и добавил, что завершающие штрихи игры в конечном итоге были переданы китайской студии Ubisoft.
Тем не менее, пока фильм находился в производстве, Майорс и его команда приступили к работе над тем, что стало игрой «Скотт Пилигрим против всего мира». Это, безусловно, было редким явлением в 2010 году: двухмерный сайд-скроллинговый бит-эм-ап, который больше напоминал River City Ransom на NES или оригинальный Turtles In Time, чем экшен-игры того времени. Художественный стиль — над которым Брайан Ли О`Мэлли работал, совмещая обязанности по фильму и создавая оригинальные иллюстрации, дополненные знаменитым пиксельным художником Полом Робертсоном, — в основном черпал вдохновение из оригинальных графических романов, при этом воссоздавая конкретные моменты из фильма, включая очень милую пиксельную версию Эдгара Райта, снимающего фильм Лукаса Ли в Каса Лома. Взамен, пиксельный Скотт получил камео на большом экране. Игровой персонаж появился в качестве иконки «1-Up» Скотта после победы над близнецами Катаянаги, а также в сцене после титров, где Пиксельный Скотт наносит несколько ударов, разрушающих кирпичи, — отсылка, которая стала полным сюрпризом для Мажорса и его команды.

У игры также был дополнительный козырь в рукаве — потрясающий, эклектичный саундтрек от чиптюн-группы Anamanaguchi.
«Наш стиль естественным образом подходил к общей атмосфере, — сказал ведущий автор песен Питер Беркман в интервью в 2021 году, — но было очень весело экспериментировать и адаптироваться для определенных моментов, которые обычно не приходится делать `группе, играющей концерты`. Например, тема магазина в стиле босса-новы или песни для боссов».
Его соавтор, Ари Варнаар, согласился. «Было несколько заданий, которые вывели нас из зоны комфорта, — сказал Варнаар. — Некоторые из этих стилей были определенно только для игры, но другие начали формировать звуки, которые стали для нас немного более привычными. Танцевальные треки с ритмом `four to the floor` были для нас тогда довольно новым явлением!»
Игра, по крайней мере, оказалась более успешной, чем фильм, продав почти 150 000 копий в первый год, согласно исследовательской фирме FADE. Проблема заключалась в том, что этот успех, к сожалению, был недолгим. Проблемы с лицензированием не новы для видеоигр — сколько бы индустрия ни любила ремейки и ремастеры, существуют лицензионные игры, которые никогда больше не увидят свет из-за стоимости или сложности закрепления прав на интеллектуальную собственность. «Скотт Пилигрим против всего мира» не стала исключением, и в 2014 году игра была удалена из PlayStation Network и Xbox Live Arcade из-за полного беспорядка с лицензионными соглашениями между Ubisoft, Universal Pictures и ABKCO Music, которым принадлежали права на саундтрек Anamanaguchi.
«Тогда у нас не было Limited Run или более мелких физических издателей, чтобы обеспечить физическую копию, которую можно было бы перепродать и сохранить, — сказал Майорс. — Также не было релиза в Steam, что тоже было проблемой».
Это могло бы стать концом для широкого проникновения «Скотта Пилигрима» в культуру. Но к этой неудаче прилагалась кнопка «продолжить».
Эдгар Райт рассказывает известную историю о том, как узнал о провале фильма в первый уик-энд: «В понедельник утром [глава отдела маркетинга Universal] Майкл Мозес прислал электронное письмо из трех слов. Это было одно из самых милых писем, которые я когда-либо получал от кого-либо в индустрии. В нем было написано: `Годы, а не дни`».
Это письмо должно быть прибито к двери, как у Мартина Лютера, для любого, кто осмеливается создавать искусство в 21 веке. Да, оглушительный, немедленный успех — это хорошо, особенно для тех, кто финансирует искусство в наши дни. Но немедленный успех — это цветок. Долгосрочное влияние, наследие и культура — это деревья.
Несмотря на первоначальный провал фильма в кинотеатрах, благодаря сарафанному радио он вскоре стал культовой классикой, и многие известные создатели восхваляли его. Фильм быстро стал постоянным участником полуночных показов в театре Квентина Тарантино New Beverly в Лос-Анджелесе. Домашний релиз в 2011 году также стал небольшим хитом, сумев стать первым фильмом, сместившим «Начало» Кристофера Нолана с вершин чартов продаж. Более того, визуальный язык фильма, включающий элементы видеоигр, комиксов и манги, вскоре стал обычным явлением в медиа. Это особенно заметно в последующих работах Эдгара Райта, где масштабная постановка с обилием спецэффектов оказала большое влияние на то, как он будет работать с эффектами в «Конце света» и монтировать вокруг музыки в «Малыше на драйве». В конечном итоге фильм приоткрыл дверь, которую Marvel в последующие годы полностью распахнул, сильнее опираясь на более дикие и странные аспекты повествования комиксов, меньше идя на компромиссы с голливудскими условностями четырехквадрантных блокбастеров. Стиль повествования, представляющий собой кинетическую стену визуальных стимулов, в который гики были погружены годами, теперь стал мейнстримом.
Что касается игры, «Скотт Пилигрим» уже тогда оседлал волну ностальгии по эстетике 8- и 16-битных игр, а последующее исчезновение игры из магазинов только усилило ее популярность. Но также, хотя иногда и появлялись отголоски олдскульных бит-эм-апов, «Скотт Пилигрим» показал, что в этом жанре еще полно жизни. Вскоре после этого такие игры, как Double Dragon Neon, Dragon`s Crown и Charlie Murder, пополнили список сайд-скроллинговых бит-эм-апов, проложив путь к настоящему возрождению жанра, когда на сцену вышли River City Girls и Streets of Rage 4.
История действительно «годы, а не дни». В 2020 году популярность фильма вызвала настоящую медиа-атаку, празднующую его статус современной классики. Оригинальный актерский состав воссоединился во время пандемии COVID, чтобы провести читку всего сценария, что лишь подчеркнуло накопленную звездную мощь его актеров. Популярность трансляции — на YouTube она набрала более 3 миллионов просмотров. Фильм получил высокопрофильный повторный кинопрокат в 2021 году, незадолго до выхода 4K Blu-Ray. В том же году произошло чудо: все проблемы с лицензированием, которые мешали игре продаваться, были решены, и она была переиздана в январе того года, а физический релиз от Limited Run продал 25 000 копий за первые три часа после анонса.

Легко было бы списать все это на то, что ностальгия стала кустарной промышленностью в таких масштабах, о которых предыдущие поколения и представить не могли. Но в те ранние дни пандемии со Скоттом Пилигримом происходило нечто совсем иное.
«Я перешел к другим делам, но Скотт Пилигрим постоянно зовет меня обратно, — сказал О`Мэлли. — Фанбаза продолжает расти. Они становятся моложе. Я чувствую, что с каждым годом я им должен все больше и больше».
Это чувство ответственности привело к созданию сериала Netflix «Скотт Пилигрим: Против всех». За исключением того, что ностальгия здесь немного другая. В 2010 году Universal продвигала фильм о Скотте Пилигриме с помощью 4-минутного короткометражного мультфильма на Adult Swim, где Майкл Сера, Мэй Уитман и Джейсон Шварцман озвучивали полностью анимированную сцену из графического романа. Это идеально подходило для того же канала, который незаметно представил поколению Наруто и Ковбоя Бибопа. Этот короткометражный фильм вышел в эфир лишь однажды, за ночь до премьеры фильма.
В 2023 году «Скотт Пилигрим: Против всех» стал 10-серийным аниме, появившимся на главной странице крупнейшей в мире стриминговой платформы, деля рекламное пространство с абсурдно популярным «Вкусняшками в подземелье» и аниме-адаптацией «Кастлвании». В 2025 году это одна из первых рекомендаций Netflix после титров «K-Pop Demon Hunters». Скотт Пилигрим — это уже не просто ностальгическая поездка; это часть духа времени.
«Можно было бы ожидать, что аудитория Скотта Пилигрима к этому моменту будет состоять из 45-летних, — сказал О`Мэлли, — но в наши дни на конвенции приходят 15-летние, и они не видят отсылок так же… Им больше интересны сами персонажи, и именно они являются отправной точкой, тем, к чему они больше всего привязаны».
Именно с учетом этой перспективы «Скотт Пилигрим: Против всех» прокладывает свой собственный путь. Первый эпизод — это ожидаемая всеми анимационная адаптация графического романа, вплоть до битвы с первым Злым Бывшим Рамоны Флауэрс, Мэтью Пателем. Скотт сражается с ним… и проигрывает.
Остальная часть сериала затем становится историей Рамоны Флауэрс. Ее чувство вины за то, что «немного побыв стервой», она стоила жизни новому партнеру, направляет сериал в совершенно иное русло, отличное от оригинала, — направление, которое могло возникнуть только благодаря 15-летнему опыту и зрелости. В отличие от большинства попыток сыграть на ностальгии, «Скотт Пилигрим» не просто повзрослел вместе со своей аудиторией, но и адаптировался к меняющемуся миру, обеспечивая точку входа даже для тех, кто не привязан к графическим романам или фильму.
Эта точка входа оказывается гораздо более заинтересованной в Рамоне, которая очаровательно запутана, Скотте, застывшем во времени, и том, насколько жалкой может быть эта стагнация, если ее не контролировать. Скотт Пилигрим — это уже не отражение прошлого, а живое его исследование. Как в итоге доказывает сериал, ностальгия может быть хорошей, но версия человека, который все еще открыт для перемен и роста, — это, безусловно, самая здоровая версия этого человека.
Та же потребность в росте и изменениях в конечном итоге привела Жана Майорса и команду Tribute Games к следующему шагу в путешествии Скотта и Рамоны: игре Scott Pilgrim EX от Tribute Games.
«Мы с Брайаном дружим еще со времен оригинальной игры, и когда мы основали Tribute, мы всегда поддерживали связь, — сказал Майорс. — На протяжении многих лет, после Mercenary Kings, мы обращались к нему с вопросом, можем ли мы попробовать еще раз. Дела не складывались, но со временем мы продолжали его беспокоить. Когда было объявлено об аниме, мы снова попытались… и тогда дискуссии стали более серьезными».
Простой сиквел игры «Скотт Пилигрим» был бы легким успехом на сегодняшнем рынке.

