Пн. Ноя 17th, 2025

Вторая Драгоценная Жизнь Скотта Пилигрима: От Комикса до Феномена Поп-Культуры

Игра «Скотт Пилигрим против всего мира» отметила свое 15-летие 10 августа 2025 года. В этой статье мы пообщались с разработчиками оригинальной игры, чтобы узнать о ее создании и непреходящем влиянии.

Поверьте мне, как представителю старшего поколения миллениалов: чем дольше живешь, тем больше замечаешь, как медиа вашей юности отражаются в каком-то странном, зацикленном зеркале смеха. Старый мем Дедушки Симпсона «Это случится и с тобой!» не просто идеально подходит в качестве реакции, но и служит отличным примером. Это известный мем, появившийся из шоу, которое теперь известно младшим поколениям как бесконечная фабрика мемов. Сцена, направленная на поколение X с ностальгией по 70-м, где персонаж оплакивает свою крутизну в 50-е, а настоящая шутка заключалась в ностальгии по 40-м.

Сегодня «Скотт Пилигрим» занимает схожее, необычное положение в поп-культуре. В середине 2000-х годов оригинальные графические романы были для поклонников старых видеоигр, аниме и канадских инди-групп тем же, чем для поколения X было преклонение Кевина Смита перед «Звездными войнами» и комиксами Marvel. Многие читатели находили отклик в истории застенчивого бездельника — главного героя Скотта, — встречающегося с гораздо более крутой девушкой с бурным прошлым, Рамоной Флауэрс, и Скотту приходилось разбираться с этим прошлым, сражаясь с ее семью злыми бывшими. Эмоциональная искренность, которую Брайан Ли О`Мэлли вложил в историю, привлекла даже тех, кто, возможно, никогда не брал в руки геймпад, тех, кто просто видел прекрасно нарисованную, хорошо написанную фантастическую инди-книгу из серии «кусочек жизни». Скотту по-прежнему приходилось искать работу, платить за аренду и в целом становиться взрослым. Просто он делал это, общаясь с гиками на совершенно другом, тайном языке ностальгических метафор.

В конечном итоге именно это сделало Эдгара Райта, вероятно, единственным разумным выбором для экранизации. Райт говорил на том же языке в своих работах еще с начала 2000-х годов, начиная с «Дома мертвых», «Зомби по имени Шон» и «Типа крутых легавых». Это человек, который поставил кульминационную ссору между соседями по комнате в «Доме мертвых» как раунд Tekken 3, использовал «Don`t Stop Me Now» группы Queen в качестве фона для избиения зомби бильярдными киями и применил классические тропы зомби-фильмов и крупных голливудских боевиков, чтобы исследовать идею эволюции мужчин в мире.

Игра Скотт Пилигрим против всего мира

Игра Скотт Пилигрим против всего мира

Использование поп-культуры в качестве краткого выражения — это целое искусство. В руках Эрнеста Клайна, автора «Первому игроку приготовиться», это выглядит дешево и бессмысленно, поскольку служит лишь подтверждением одержимости, не говоря ничего о самих одержимых. В руках же Райта это очаровательно и эффективно, ведь он использует поп-культуру для усиления уже существующих эмоций.

Так в 2010 году на экраны вышел фильм «Скотт Пилигрим против всех», который по сей день остается невероятным произведением, не только как точная экранизация романов, но и как потрясающее достижение в аудиовизуальном повествовании в целом. Ближайший визуальный аналог — «Спиди-гонщик» сестер Вачовски. Все остальные фильмы такого уровня можно пересчитать по пальцам одной руки, и два из них — это фильмы «Человек-паук: Через вселенные». К сожалению, это неспроста. Несмотря на невероятную режиссуру, актуальную безостановочную комедию, фантастический инди-рок саундтрек, искреннюю историю, безупречное признание критиков и актерский состав, который впоследствии стал одними из самых известных и признанных актеров поколения, фильм на самом деле оказался крупным провалом. Его кассовые сборы в первый уикенд составили 10 миллионов долларов, а общие — 30 миллионов, едва покрыв половину своего 60-миллионного бюджета. Он был мертворожденным. Оказалось, что у фильма больше общего со «Спиди-гонщиком» Вачовски, чем с визуальным языком. Его было трудно продать неподготовленной массовой аудитории, не привыкшей к гиперкинетическому максималистскому повествованию. Маркетинговый отдел Universal, очевидно, чувствовал то же самое; фильм продавали как мюзикл с драками вместо песен. Это не совсем неверное представление о фильме, но все же его было трудно продать.

В то время как фильм «Скотт Пилигрим» терпел неудачу в кинотеатрах, в реальной Канаде Скотт Пилигрим вел другую битву в другой среде.

Жан-Франсуа Майор — один из соучредителей Tribute Games, студии, стоящей за целым рядом ретро-игр в пиксельном стиле, таких как Mercenary Kings, Panzer Paladin, Teenage Mutant Ninja Turtles: Shredder`s Revenge и грядущая Marvel Cosmic Invasion. Но еще в 2010 году он был частью команды разработчиков Ubisoft, которая решила пойти на большой риск для компании.

«Мы в основном занимались играми для Game Boy Advance: Teenage Mutant Ninja Turtles, Open Season, Star Wars — в основном лицензионными играми, — рассказал Майор в коротком интервью. — В какой-то момент мы узнали, что будет сниматься фильм по Скотту Пилигриму. И мы подумали, почему бы Ubisoft не сделать игру на основе этой интеллектуальной собственности. Поэтому мы решили представить идею и получить одобрение Universal. Это была последняя пиксельная игра, над которой работала Ubisoft. Мы сохранили ретро-стиль, это было своего рода продолжением наших игр для Game Boy Advance.»

Для сравнения, среди крупных игр, выпущенных Ubisoft в то время, были Splinter Cell: Conviction, Assassin`s Creed Brotherhood, Prince of Persia: The Forgotten Sands и первая попытка Ubisoft создать игру по «Аватару» Джеймса Кэмерона. Самым близким к ретро-игре в портфолио Ubisoft того периода был совершенно забытый ремейк TMNT: Turtles In Time. Так как же Майор и его команда смогли тогда втиснуть 2D-игру в пиксельном стиле в список проектов компании?

«Не знаю, как вежливо ответить, — сказал Майор со смехом. — Думаю, этот проект в Ubisoft не был до конца понят. К счастью, они позволили нам делать то, что мы хотели, и не задавали слишком много вопросов. Они были больше сосредоточены на своих крупных проектах. Ubisoft отходила от пиксельных игр, и это была наша последняя попытка. Всю нашу команду отправили работать над более крупными AAA-играми, а это не было нашей страстью. Именно поэтому мы в итоге основали Tribute». Брайан Ли О`Мэлли испытывал схожие смешанные чувства, отметив в нашем кратком интервью, что «они не дали нам бюджет, чтобы сделать все, что мы хотели», и добавил, что завершающие штрихи игры в конечном итоге были переданы китайской студии Ubisoft.

Тем не менее, пока фильм находился в производстве, Майорс и его команда приступили к работе над тем, что стало игрой «Скотт Пилигрим против всего мира». Это, безусловно, было редким явлением в 2010 году: двухмерный сайд-скроллинговый бит-эм-ап, который больше напоминал River City Ransom на NES или оригинальный Turtles In Time, чем экшен-игры того времени. Художественный стиль — над которым Брайан Ли О`Мэлли работал, совмещая обязанности по фильму и создавая оригинальные иллюстрации, дополненные знаменитым пиксельным художником Полом Робертсоном, — в основном черпал вдохновение из оригинальных графических романов, при этом воссоздавая конкретные моменты из фильма, включая очень милую пиксельную версию Эдгара Райта, снимающего фильм Лукаса Ли в Каса Лома. Взамен, пиксельный Скотт получил камео на большом экране. Игровой персонаж появился в качестве иконки «1-Up» Скотта после победы над близнецами Катаянаги, а также в сцене после титров, где Пиксельный Скотт наносит несколько ударов, разрушающих кирпичи, — отсылка, которая стала полным сюрпризом для Мажорса и его команды.

Игра Скотт Пилигрим против всего мира

Игра Скотт Пилигрим против всего мира

У игры также был дополнительный козырь в рукаве — потрясающий, эклектичный саундтрек от чиптюн-группы Anamanaguchi.

«Наш стиль естественным образом подходил к общей атмосфере, — сказал ведущий автор песен Питер Беркман в интервью в 2021 году, — но было очень весело экспериментировать и адаптироваться для определенных моментов, которые обычно не приходится делать `группе, играющей концерты`. Например, тема магазина в стиле босса-новы или песни для боссов».

Его соавтор, Ари Варнаар, согласился. «Было несколько заданий, которые вывели нас из зоны комфорта, — сказал Варнаар. — Некоторые из этих стилей были определенно только для игры, но другие начали формировать звуки, которые стали для нас немного более привычными. Танцевальные треки с ритмом `four to the floor` были для нас тогда довольно новым явлением!»

Игра, по крайней мере, оказалась более успешной, чем фильм, продав почти 150 000 копий в первый год, согласно исследовательской фирме FADE. Проблема заключалась в том, что этот успех, к сожалению, был недолгим. Проблемы с лицензированием не новы для видеоигр — сколько бы индустрия ни любила ремейки и ремастеры, существуют лицензионные игры, которые никогда больше не увидят свет из-за стоимости или сложности закрепления прав на интеллектуальную собственность. «Скотт Пилигрим против всего мира» не стала исключением, и в 2014 году игра была удалена из PlayStation Network и Xbox Live Arcade из-за полного беспорядка с лицензионными соглашениями между Ubisoft, Universal Pictures и ABKCO Music, которым принадлежали права на саундтрек Anamanaguchi.

«Тогда у нас не было Limited Run или более мелких физических издателей, чтобы обеспечить физическую копию, которую можно было бы перепродать и сохранить, — сказал Майорс. — Также не было релиза в Steam, что тоже было проблемой».

Это могло бы стать концом для широкого проникновения «Скотта Пилигрима» в культуру. Но к этой неудаче прилагалась кнопка «продолжить».

Эдгар Райт рассказывает известную историю о том, как узнал о провале фильма в первый уик-энд: «В понедельник утром [глава отдела маркетинга Universal] Майкл Мозес прислал электронное письмо из трех слов. Это было одно из самых милых писем, которые я когда-либо получал от кого-либо в индустрии. В нем было написано: `Годы, а не дни`».

Это письмо должно быть прибито к двери, как у Мартина Лютера, для любого, кто осмеливается создавать искусство в 21 веке. Да, оглушительный, немедленный успех — это хорошо, особенно для тех, кто финансирует искусство в наши дни. Но немедленный успех — это цветок. Долгосрочное влияние, наследие и культура — это деревья.

Несмотря на первоначальный провал фильма в кинотеатрах, благодаря сарафанному радио он вскоре стал культовой классикой, и многие известные создатели восхваляли его. Фильм быстро стал постоянным участником полуночных показов в театре Квентина Тарантино New Beverly в Лос-Анджелесе. Домашний релиз в 2011 году также стал небольшим хитом, сумев стать первым фильмом, сместившим «Начало» Кристофера Нолана с вершин чартов продаж. Более того, визуальный язык фильма, включающий элементы видеоигр, комиксов и манги, вскоре стал обычным явлением в медиа. Это особенно заметно в последующих работах Эдгара Райта, где масштабная постановка с обилием спецэффектов оказала большое влияние на то, как он будет работать с эффектами в «Конце света» и монтировать вокруг музыки в «Малыше на драйве». В конечном итоге фильм приоткрыл дверь, которую Marvel в последующие годы полностью распахнул, сильнее опираясь на более дикие и странные аспекты повествования комиксов, меньше идя на компромиссы с голливудскими условностями четырехквадрантных блокбастеров. Стиль повествования, представляющий собой кинетическую стену визуальных стимулов, в который гики были погружены годами, теперь стал мейнстримом.

Что касается игры, «Скотт Пилигрим» уже тогда оседлал волну ностальгии по эстетике 8- и 16-битных игр, а последующее исчезновение игры из магазинов только усилило ее популярность. Но также, хотя иногда и появлялись отголоски олдскульных бит-эм-апов, «Скотт Пилигрим» показал, что в этом жанре еще полно жизни. Вскоре после этого такие игры, как Double Dragon Neon, Dragon`s Crown и Charlie Murder, пополнили список сайд-скроллинговых бит-эм-апов, проложив путь к настоящему возрождению жанра, когда на сцену вышли River City Girls и Streets of Rage 4.

История действительно «годы, а не дни». В 2020 году популярность фильма вызвала настоящую медиа-атаку, празднующую его статус современной классики. Оригинальный актерский состав воссоединился во время пандемии COVID, чтобы провести читку всего сценария, что лишь подчеркнуло накопленную звездную мощь его актеров. Популярность трансляции — на YouTube она набрала более 3 миллионов просмотров. Фильм получил высокопрофильный повторный кинопрокат в 2021 году, незадолго до выхода 4K Blu-Ray. В том же году произошло чудо: все проблемы с лицензированием, которые мешали игре продаваться, были решены, и она была переиздана в январе того года, а физический релиз от Limited Run продал 25 000 копий за первые три часа после анонса.

Игра Скотт Пилигрим против всего мира

Игра Скотт Пилигрим против всего мира

Легко было бы списать все это на то, что ностальгия стала кустарной промышленностью в таких масштабах, о которых предыдущие поколения и представить не могли. Но в те ранние дни пандемии со Скоттом Пилигримом происходило нечто совсем иное.

«Я перешел к другим делам, но Скотт Пилигрим постоянно зовет меня обратно, — сказал О`Мэлли. — Фанбаза продолжает расти. Они становятся моложе. Я чувствую, что с каждым годом я им должен все больше и больше».

Это чувство ответственности привело к созданию сериала Netflix «Скотт Пилигрим: Против всех». За исключением того, что ностальгия здесь немного другая. В 2010 году Universal продвигала фильм о Скотте Пилигриме с помощью 4-минутного короткометражного мультфильма на Adult Swim, где Майкл Сера, Мэй Уитман и Джейсон Шварцман озвучивали полностью анимированную сцену из графического романа. Это идеально подходило для того же канала, который незаметно представил поколению Наруто и Ковбоя Бибопа. Этот короткометражный фильм вышел в эфир лишь однажды, за ночь до премьеры фильма.

В 2023 году «Скотт Пилигрим: Против всех» стал 10-серийным аниме, появившимся на главной странице крупнейшей в мире стриминговой платформы, деля рекламное пространство с абсурдно популярным «Вкусняшками в подземелье» и аниме-адаптацией «Кастлвании». В 2025 году это одна из первых рекомендаций Netflix после титров «K-Pop Demon Hunters». Скотт Пилигрим — это уже не просто ностальгическая поездка; это часть духа времени.

«Можно было бы ожидать, что аудитория Скотта Пилигрима к этому моменту будет состоять из 45-летних, — сказал О`Мэлли, — но в наши дни на конвенции приходят 15-летние, и они не видят отсылок так же… Им больше интересны сами персонажи, и именно они являются отправной точкой, тем, к чему они больше всего привязаны».

Именно с учетом этой перспективы «Скотт Пилигрим: Против всех» прокладывает свой собственный путь. Первый эпизод — это ожидаемая всеми анимационная адаптация графического романа, вплоть до битвы с первым Злым Бывшим Рамоны Флауэрс, Мэтью Пателем. Скотт сражается с ним… и проигрывает.

Остальная часть сериала затем становится историей Рамоны Флауэрс. Ее чувство вины за то, что «немного побыв стервой», она стоила жизни новому партнеру, направляет сериал в совершенно иное русло, отличное от оригинала, — направление, которое могло возникнуть только благодаря 15-летнему опыту и зрелости. В отличие от большинства попыток сыграть на ностальгии, «Скотт Пилигрим» не просто повзрослел вместе со своей аудиторией, но и адаптировался к меняющемуся миру, обеспечивая точку входа даже для тех, кто не привязан к графическим романам или фильму.

Эта точка входа оказывается гораздо более заинтересованной в Рамоне, которая очаровательно запутана, Скотте, застывшем во времени, и том, насколько жалкой может быть эта стагнация, если ее не контролировать. Скотт Пилигрим — это уже не отражение прошлого, а живое его исследование. Как в итоге доказывает сериал, ностальгия может быть хорошей, но версия человека, который все еще открыт для перемен и роста, — это, безусловно, самая здоровая версия этого человека.

Та же потребность в росте и изменениях в конечном итоге привела Жана Майорса и команду Tribute Games к следующему шагу в путешествии Скотта и Рамоны: игре Scott Pilgrim EX от Tribute Games.

«Мы с Брайаном дружим еще со времен оригинальной игры, и когда мы основали Tribute, мы всегда поддерживали связь, — сказал Майорс. — На протяжении многих лет, после Mercenary Kings, мы обращались к нему с вопросом, можем ли мы попробовать еще раз. Дела не складывались, но со временем мы продолжали его беспокоить. Когда было объявлено об аниме, мы снова попытались… и тогда дискуссии стали более серьезными».

Простой сиквел игры «Скотт Пилигрим» был бы легким успехом на сегодняшнем рынке.

By Станислав Бугров

Станислав Бугров, 28 лет. Коренной петербуржец, с 2018 года ведет авторскую колонку об игровой индустрии. Начинал с обзоров инди-игр на небольших порталах, сейчас специализируется на расследованиях о разработке ААА-проектов и анализе рынка.

Related Post