Сегодня, 29 августа 2025 года, исполняется 25 лет с момента выхода Valkyrie Profile. Мы возвращаемся к этой культовой JRPG, чтобы понять, почему она была недооценена при релизе и что до сих пор делает ее по-настоящему особенной.
Несложно понять, почему Valkyrie Profile осталась практически незамеченной во время своего первоначального выпуска в Северной Америке. Японский издатель Enix незадолго до этого возродил свое американское подразделение, вероятно, благодаря возросшей популярности JRPG после Final Fantasy VII и успеху Sony с лицензированием и глобальным выпуском Star Ocean: The Second Story. Однако новой RPG для PlayStation 1 было крайне тяжело пробиться на рынок, даже если ее создала Tri-Ace, разработчик Star Ocean 2. В то время Dreamcast уже была в продаже, до запуска PlayStation 2 в США оставалось меньше двух месяцев, а Squaresoft всего за пару недель до этого выпустила Chrono Cross, продолжение всеми любимой Chrono Trigger.
Это был мой первый курс в колледже, выходные перед днем рождения, и я искал новую RPG, чтобы занять себя в перерывах между занятиями. У меня было два варианта: Valkyrie Profile или Chrono Cross. После замечательного опыта с Star Ocean 2 летом того года, интуиция подсказывала мне, что Valkyrie Profile – это то, что нужно выбрать.
Я ни разу не пожалел о своей покупке. Valkyrie Profile была – и остается – одной из величайших RPG своей эпохи, игрой, которая, несмотря на всеобщее признание многочисленных преданных фанатов, до сих пор незаслуженно малоизвестна. Прошло 25 лет, а ничего похожего, что передавало бы ту же магию, так и не появилось.

Как можно понять из названия, мир Valkyrie Profile основан на концепциях, вдохновленных скандинавской мифологией, хотя и с изрядной долей творческой свободы. Леннет, Валькирия из названия, призвана на службу великому богу Одину, правителю небесного царства Асгард. Он узнал, что мифический Рагнарок близок, и в условиях обостряющейся борьбы асов с ванами им нужна военная сила в виде достойных человеческих душ – эйнхериев. Леннет должна найти достойные души недавно умерших в нижнем мире Мидгарда, обучить их и переправить в Асгард до финальной битвы богов. Впрочем, на Мидгарде есть и множество других проблем, которые нужно решить: нежить, просачивающаяся из Нифльхейма, мятежный бывший эйнхерий и люди, переступающие свои границы.
С самого начала становится ясно, что, в отличие от позолоченного царства богов, Мидгард – это обитель невыразимых страданий. Деревни находятся на грани катастрофического коллапса. Отчаяние толкает многих на опасные занятия ради пропитания. Незаконная торговля, такая как контрабанда, воровство и даже торговля людьми, процветает в этом суровом, мрачном мире, и многие, кажется, живут изо дня в день, одной ногой уже в могиле. Невольно задаешься вопросом, не станет ли катаклизм Рагнарока небольшим милосердием, чтобы положить конец всем этим страданиям.
Леннет, обладая даром духовной концентрации, может чувствовать борьбу и муки ушедших. Когда она приходит забрать их души под свое крыло, ей открываются последние дни их существования, их трагические судьбы. Среди ее первых рекрутов – надменная принцесса и суровый наемник, которые оказываются втянуты в запутанный заговор предателя-дворянина, обрекающий их обоих. Следуют и другие трагедии. Воин заключает фаустовскую сделку, чтобы исцелить слепоту своей сестры, но погибает от рук своих внутренних демонов. Директриса магической академии оказывается убита собственным мужем, превращенным в монстра мстительным студентом. И это лишь малая часть. Не каждая смерть кажется незаслуженной, ведь не все, кого Леннет вербует, являются хорошими людьми. Важна их полезность Одину – и Леннет может помочь превратить их в идеальных бойцов.
Представление о геополитической обстановке Мидгарда можно почерпнуть из переплетающихся саг усопших, и хотя боги обычно мало заботятся о человеческих делах, Леннет встречает множество личностей, которые меняют ход ее миссии. Есть эйнхерий, который кажется странно знакомым Леннет. Затем появляется Брамс, повелитель нежити, который, по-видимому, держит в заложниках кого-то важного для Леннет и богов, чтобы предотвратить свое уничтожение. И, конечно же, волшебник-вундеркинд Лезард Валет: единственное, что хуже его жуткой одержимости сделать Валькирию «своей», это аморальные средства, на которые он готов пойти, чтобы этого добиться.
Постоянное присутствие трагедии в Valkyrie Profile отличает ее от большинства других RPG той эпохи, но многое из того, что делает ее особенной по сей день, — это ее уникальные взаимосвязанные игровые механики. Одна из них — это особая структура игры. Исследование в значительной степени свободно, позволяя посещать области, вербовать эйнхериев и исследовать подземелья по своему усмотрению. Прогресс вместо этого диктуется системой таймера: главы игры разделены на определенное количество «периодов», и действия — вербовка, исследование, отдых — все имеют определенную временную стоимость. Когда вы достигаете конца периодов этой главы, Леннет получает оценку от Асгарда. Действия, выполненные во время главы, такие как отправка подходящих эйнхериев и утерянных артефактов в Асгард, учитываются при вашей оценке. Выполняйте их хорошо, и вы получите награду. Затем вы переходите к следующей главе. Хотя некоторые персонажи и области становятся доступными только в определенных главах, вы обычно не обязаны выполнять что-либо сразу же, как только это появляется, что дает вам большую свободу.
Еще одной определяющей геймплейной особенностью являются подземелья. Они представлены как 2D-платформеры с боковой прокруткой, наполненные ловушками, врагами, прыжками и хитростями. Часто в них встречаются уникальные препятствия и трюки, которые Леннет должна преодолеть, добавляя элемент решения головоломок к платформенному экшену. К счастью, у Леннет есть удобный инструмент, который помогает ей: кристальный снаряд. Он предлагает широкий спектр применений: временное замораживание врагов, создание барьеров и платформ, даже преломление света или манипулирование объектами издалека. Она также может выполнять продвинутые приемы передвижения, создавая и разрушая кристаллы различными способами, что позволяет ей попадать в скрытые уголки (и дает возможность для забавных скоростных техник).
Но самым запоминающимся и отличительным элементом Valkyrie Profile является ее боевая система. Предыдущие игры Tri-Ace из серии Star Ocean добавляли элементы экшена к традиционному RPG-процессу, и Valkyrie Profile делает нечто похожее по концепции, но совершенно иное по исполнению. Каждый ход в бою вы управляете четырьмя персонажами, каждому из которых назначена своя кнопка. В зависимости от экипированного оружия, каждый персонаж имеет доступ к определенным атакам, которые он выполняет при нажатии соответствующей кнопки. Некоторые атаки обладают особыми свойствами, например, пробивают защиту врага или подбрасывают его в воздух для жонглирования. Нанесите достаточно ударов за ход, и вы заполните шкалу, что позволит вам применить одну из ультимативных атак члена вашей группы. С помощью стратегии и практики вы можете научиться выстраивать цепочки комбо и суперударов, подобно тому, как это делается в файтингах.
Однако враги не всегда облегчают задачу — они будут блокировать, парировать и уклоняться, когда это возможно, нарушая ваш боевой ритм и делая их гораздо более сложными для уничтожения. Наблюдение и выяснение свойств ваших атак — как они попадают, сколько ударов они наносят, могут ли они подбрасывать или наносить урон врагам на земле — крайне важно как для победы над сильными противниками, так и для получения множества наград после боя. Важно также изучить, как враги реагируют на ваши атаки и ведут себя в свой ход, так как вы также можете уклоняться, контратаковать и блокировать, при условии, что у вас есть соответствующие навыки. Как бы здорово это ни звучало, я на самом деле упрощаю боевую систему: здесь скрыто огромное количество мастерства и тонкостей, которые бросят вызов как ветеранам RPG, так и опытным игрокам в экшен-игры.
Глубокая система навыков усиливает геймплейную глубину Valkyrie Profile. Изучение навыков не только помогает персонажам в бою, но и повышает их «Ценность Героя» (Hero Value) и наделяет положительными чертами, делая их более подходящими для службы в Вальхалле. Пассивные навыки персонажей дают прирост характеристик, устраняют негативные черты характера и, как правило, являются особыми запросами от богов. Боевые навыки включают автоисцеление и техники выживания при низком уровне здоровья, контратаки, дополнительные эффекты к обычным ударам (например, урон по площади и дополнительные попадания), а также мощные приемы для заставания врагов врасплох.

ВНИМАНИЕ: Далее следуют спойлеры к концовкам Valkyrie Profile, включая истинную концовку.
Все достигает кульминации в последней главе игры, где Леннет ведет эйнхериев в штурм крепости ванов. Когда она выходит победительницей, можно было бы ожидать славного празднования в Вальхалле. Но это не то, что вы получите. Концовка, которую вы увидите за это превосходное прохождение, оказывается… пресной. И короткой. Жутко настолько, будто от вас что-то скрывают. И это так! Valkyrie Profile — игра с несколькими концовками, и часть того, почему она так прочно закрепилась в памяти игроков, заключается в уловке, которую она им подбрасывает.
Ключ к получению истинной, лучшей концовки в игре радикально отличается от того, что игроки часто ожидают. Легко предположить, что выполнение поставленных игрой задач исключительно хорошо принесет большие награды и, следовательно, лучшую концовку. Но это не то, как действует Valkyrie Profile. Вместо этого Valkyrie Profile хочет, чтобы вы ставили под сомнение и подвергали критике свою назначенную задачу.
На протяжении всей игры есть намеки на то, что Один и боги не совсем благородны, рассматривая человечество лишь как полезные инструменты для своих битв и служения. Строго следуя приказам Одина, Леннет играет прямо ему на руку, действуя как его послушная пешка. Но что, если бы Леннет ослушалась? Очевидно, открытое восстание под бдительным оком могущественного бога поставило бы ее прямо под угрозу уничтожения.
Чтобы освободить Леннет от контроля Одина, игрок должен совершать небольшие акты неповиновения с течением времени: отправлять только необходимое количество эйнхериев, решать сохранить некоторые из священных сокровищ богов, найденных в подземельях, посещать места, связанные с забытым прошлым. Даже простое снятие кольца, подаренного Одином Леннет, при консультациях с Асгардом между главами поможет ослабить его влияние на нее. Достаточно снизьте «Значение Печати» (Seal Value), и когда вы войдете в определенную область в Главе 7, произойдет серия драматических событий, знаменующих момент расплаты для Леннет, когда судьба всех миров будет висеть на волоске.
Уникальные требования для получения этой концовки стали настоящим шоком для игроков, когда игра только вышла, и даже сейчас это выделяется. Нас приучили делать то, что, как нам говорят, принесет нам похвалу и награды в играх, редко останавливаясь, чтобы задаться вопросом, почему мы это делаем. Valkyrie Profile, напротив, раскрывает всю правду о своем мире только тем, кто сознательно и вызывающе играет против ее основных систем.
У Valkyrie Profile были сиквелы, спин-оффы и духовные наследники, а также она вдохновила множество последующих игр. Некоторые из этих игр были превосходны сами по себе, другие — не очень. Но все игры, появившиеся после, в той или иной степени отклонились от оригинальных геймплейных элементов, которые помогли сделать Valkyrie Profile тем фантастическим опытом, которым она является. Возможно, это просто случай «молнии в бутылке» — мир игр и игровая разработка так сильно изменились с момента ее первоначального выпуска, что невозможно воссоздать ту же магию. Вот почему отсутствие ее доступности на современных платформах так трагично: существуют только компромиссный мобильный порт и переиздание версии для PSP на PS4/5. Я могу только надеяться, что это изменится со временем, потому что нет ничего похожего на Valkyrie Profile, и, вероятно, никогда не будет. Когда я впервые играл в нее много лет назад на PS1, я был очарован. Четверть века спустя я все еще очарован.

