Сегодня, 17 сентября 2025 года, игра Hades отмечает свое пятилетие. В этой статье мы рассмотрим, как фанатское сообщество за эти годы глубоко освоило игру и греческую мифологию, создав процветающее сообщество авторов фанфиков и модификаций.
Для многих греческая мифология начинается и заканчивается несколькими знакомыми именами. Истории о подвигах могучего героя, известного как Геркулес или Геракл, веками пересказывались в книгах, а в последнее время — в фильмах, телешоу и песнях Майкла Болтона.
Помимо него, большинство современных людей узнают общие черты: Зевса как громовержца и царя богов, Аида как мрачного владыку мертвых, а также других узнаваемых персонажей, таких как Посейдон, Афина, Икар и Аполлон. Этот культурный «краткий курс» сводит огромный и сложный пласт мифов к нескольким архетипам. Пантеон Олимпа и окружающие его обширные истории содержат тысячи фигур, влияние которых никогда не достигало такой же культурной известности.
Свежий взгляд на древние мифы
Именно этот пробел в популярном представлении сделал roguelike-игру Hades от Supergiant Games (2020 года) такой освежающей. Вместо того чтобы сосредоточиться на Зевсе, Посейдоне или Геркулесе, игра ставит в центр Загрея — малоизвестного сына Аида. Вместо повторения бесчисленных мифов, Hades знакомит игроков с историей о семье, бунте и стойкости, рассказанной глазами персонажа с минимальным мифологическим «багажом». Это сценарное решение вдохнуло новую жизнь в греческую мифологию для новой аудитории, одновременно вдохновив фанатов на исследование малоизвестных аспектов.
Hades процветает благодаря вниманию к деталям. Ее взгляд на греческий пантеон игрив, полон споров и глубоко человечен. Боги ссорятся как братья и сестры, проявляя вспышки мелочности и гордости. Игра переосмысливает знакомых персонажей, возвышая менее известных, создавая новый мифологический канон через саму структуру roguelike-жанра. Смерть снова и снова — это не провал, а часть процесса, отражающая бесконечные циклы и реинкарнации, столь распространенные в древних историях.
Фанатское расширение вселенной
Этот почти бесконечный цикл смертей побудил игроков проводить всё больше времени в Доме Аида, Тартаре и других подземных областях. Небольшая часть этих игроков добавила свое собственное видение расширенного состава обитателей Олимпа.
Например, в моде OlympusExtra Аполлон обращается к Загрею: «Эй, ЗагЗаг, ты ведь не против, что я зову тебя ЗагЗаг? Потому что если против, то лучше скажи мне это прямо в лицо».
Модификация OlympusExtra добавляет Аполлона, Гестию, Гефеста и Геру — богов, отсутствующих в основной игре Hades — в виде новых даров, озвученных реплик и изображений. Мод придумывает истории для каждого из них и их возможное местонахождение во время событий Hades, пока Загрей пытается раскрыть тайны своей семьи, силой сбегая из ада.
«Мы разработали OlympusExtra таким образом, что вы можете начать играть с ним сразу», — пояснил соавтор мода physiXPlays. «Там есть диалоги и прочие элементы сюжета, которые интегрируются в остальную часть событий. Наши дополнительные боги даже комментируют некоторые вещи по мере прохождения истории».
Сотни других фанатов попытались воссоздать художественный стиль Supergiant Games в своих изображениях Геры, Геркулеса и других персонажей греческой мифологии, таких как Липе и Керес. Многие из этих изображений свободно трактуют то, как их описывают древние тексты.
Окружение в Hades, несмотря на присутствие мучителей вроде Мегеры, ощущается гостеприимным и полным жизни. Эта атмосфера «дома» побудила игроков добавлять свои собственные оригинальные творения — часто фантастические образы, являющиеся продолжением их самих — в Дом Аида. Многие воспринимают версии Диониса, Афродиты и Ареса от Supergiant как своих собственных друзей.
Наследие и будущее Hades
Hades стала одной из самых успешных инди-игр всех времен. К началу 2021 года было продано более миллиона копий, а затем еще миллионы благодаря выпускам практически на всех основных платформах, включая мобильное приложение Netflix. Игра немедленно получила признание критиков, и в 2021 году стала первой видеоигрой, удостоенной премии Хьюго — одной из высших литературных наград. Это признание было обусловлено не только геймплеем, но и сценарием, который превратил историю побега из подземного мира в размышление о горе, стойкости и сложных семейных узах.
Пять лет спустя фанаты всё еще пробиваются через поля Элизиума, стремясь достичь поверхности, даже если Персефоны там, ожидающей их, уже какое-то время нет. Разговоры с богами и другими персонажами Hades, включая Сизифа и Ахилла, ощущаются очень реальными.
Частично Supergiant Games вернулась к греческой мифологии в Hades 2 потому, что осталось еще множество нерассказанных историй. Команда включила Аполлона и Гестию, исполнив давние мечты создателей OlympusExtra, а также десятки других новых персонажей, таких как Мелиноя.
«Как и ее брат Загрей из оригинальной игры, Мелиноя не является нашим собственным изобретением и основана на древнем божестве Подземного мира, которое, как считается, связано с Аидом», — говорится в официальном блоге Supergiant Games. «Те немногие древние мифы, что существуют о ней, были более чем достаточны, чтобы мы захотели исследовать ее историю и ее связь с семьей, тем самым расширяя наше видение Подземного мира».
В некотором смысле, истории о богах горы Олимп являются одними из старейших и наиболее известных версий семейной «мыльной оперы». Драма, порой излишняя, поджидает на каждом углу, но ставки гораздо выше, чем в любом сериале. Похищения, тайные родственники и даже каннибализм наполняют главы греческого пантеона.
Hades представила нам одну из самых доступных и интерактивных версий этих историй. Мы все еще наблюдаем, как она разворачивается как в Hades 2, так и во многих фанатских дополнениях, добавляющих в эту семью как старых, так и новых богов и смертных.

