Соревновательная сцена видеоигр Pokemon сталкивается с проблемой привлечения новых игроков. Эта проблема существует с момента зарождения Чемпионата по видеоиграм Pokemon (VGC) в 2008 году, обусловленная скрытыми механиками, изнурительным гриндом и коварным влиянием случайности (RNG). Сейчас, почти два десятилетия спустя, The Pokemon Company имеет шанс сделать соревновательный Pokemon максимально доступным. Благодаря Pokemon Champions – симулятору сражений, похожему на Pokemon Stadium, который выйдет на Switch и мобильных устройствах – игроки смогут быстро и эффективно тренировать покемонов и участвовать в битвах. Более того, на прошедшем Чемпионате мира Pokemon The Pokemon Company объявила, что Pokemon Champions станет официальным способом участия в Мировом чемпионате 2026 года.
Это колоссальное событие.
Для непосвященных подготовка покемона к состязаниям гораздо сложнее, чем просто его поимка. Такие факторы, как Характер (Nature), Индивидуальные Значения (Individual Values или IVs) и Очки Усилий (Effort Values или EVs), влияют на характеристики покемона, и все они должны быть учтены при тренировке. Кроме того, способности и наборы атак (movesets) могут кардинально изменить роль покемона. Два внешне одинаковых покемона могут иметь совершенно разные характеристики и атаки, чтобы выполнять разные задачи в команде. Например, Гиарадос с высокой скоростью, способностью «Устрашение» (Intimidate, снижает атаку вражеского покемона) и атакой «Электрошок» (Thunder Wave) может быть вспомогательным покемоном, ослабляющим сильных противников и замедляющим их параличом. В то же время Гиарадос с высокой атакой, способностью «Напор» (Moxie, увеличивает атаку после каждого нокаута) и атакой «Землетрясение» (Earthquake) может стать серьезной угрозой. Проблема в том, что, за исключением атак и способностей, информация о статистике не представлена в игре явно. Каждое поколение, особенно Pokemon Sword and Shield и Scarlet and Violet, предпринимало минимальные усилия для упрощения этого процесса с помощью новых предметов и механик.

И поскольку эти улучшения были столь незначительными, соревновательная игра все еще может быть пугающей. Создание команды в Scarlet and Violet – при условии, что вы прошли сюжет и располагаете достаточными ресурсами – может занять часы. А создание хорошей команды может потребовать недель, если не месяцев. Из-за этого многие игроки обращаются к фанатским веб-симуляторам битв, таким как Pokemon Showdown, чтобы быстро собрать и протестировать различные команды, прежде чем тратить время и ресурсы на их создание в игре. Для тех, кто погружен в мир соревнований, это кажется логичным. Так было на протяжении многих лет, и поскольку подготовка покемона к битвам стала лишь немного проще, это не кажется слишком большой проблемой. Однако достаточно сделать небольшой шаг назад, чтобы понять, что для подавляющего большинства игроков Pokemon соревновательная сцена по-прежнему остается непостижимой.
Допустим, вы хотите построить команду вокруг Покемона Raging Bolt в Pokemon Scarlet. Для начала, чтобы поймать его, вам потребуется пройти игру, большую часть ее DLC и заполнить Покедекс Академии Черники. Затем вам придется потратить часы на тонкую настройку его характеристик через гринд или большие суммы внутриигровых денег. Далее вам нужно будет найти или создать нужные ТМ для желаемого набора атак. Наконец, вы должны будете дать ему предмет, который соответствует его стилю игры. В общей сложности это может занять часы, и вам придется повторить это как минимум еще пять раз, чтобы собрать полноценную соревновательную команду. Несколько недель назад автор записал видео о том, почему у него 500 часов в Pokemon Violet. Вот почему.
Pokemon Champions: Упрощенная Тренировка
На сцену выходит Pokemon Champions. Согласно официальному сайту, Champions стремится сохранить стратегическую глубину основной серии, значительно упростив при этом тренировку и изменение характеристик покемона. После того как вы рекрутировали покемона (или перенесли его из Pokemon Home), вы сможете использовать функцию тренировки для ручной настройки таких параметров, как атака и защита, изменения его характера (или «выравнивания характеристик», как это представлено на сайте), а также замены атак и способностей. Все эти действия стоят Очков Победы (Victory Points), которые можно заработать в битвах и нельзя купить. На момент написания статьи мы не знаем, сколько ОП будет начисляться за сражения и как будет выглядеть внутриигровая экономика; тем не менее, весь процесс тренировки выглядит гораздо более оптимизированным – даже если в нем все еще присутствует некоторая математика.

В дополнение к базовым характеристикам покемона существуют так называемые Очки Усилий (Effort Values, EVs). Теоретически, вы можете отслеживать EVs покемона на странице его сводки, но она не дает числового значения, что делает эту функцию практически бесполезной. Каждые четыре Очка Усилий, полученные в боях – или с помощью определенных предметов, таких как витамины или перья – равны одному очку характеристики. Любой покемон может иметь до 510 EVs, при этом не более 252 на одну характеристику. Если вы достанете калькулятор, то быстро поймете, что математика здесь «не сходится». Если вы равномерно распределите EVs между двумя характеристиками, у вас останется шесть EVs, и поскольку четыре EVs равны одному очку характеристики, два из этих шести очков окажутся бесполезными. Если эти цифры вызывают у вас головокружение, просто погуглите формулу расчета урона – она безумна.
Pokemon Champions, по крайней мере внешне, отказывается от Очков Усилий и позволяет вам распределить 66 очков характеристик (с максимумом 32 на одну характеристику) между вашими покемонами по своему усмотрению. Это означает, что если вы полностью вложитесь в Специальную Атаку и Скорость, у вас останется два очка характеристик вместо одного. Это может показаться незначительным, но одно дополнительное очко характеристики может стать разницей между нокаутом и еще одним ходом.
Я понимаю, что углубляюсь в детали, но на протяжении десятилетий соревновательный Pokemon был ограничен этими скрытыми характеристиками и запутанными механиками. Как давний фанат, я всегда испытывал разочарование, потому что соревновательная сторона – самая захватывающая, но барьер для входа всегда был очень высоким. Если Champions сумеет привлечь казуальную аудиторию и побудить ее взаимодействовать с более глубокими боевыми механиками Pokemon, это может подтолкнуть миллионы фанатов Pokemon к тому, чтобы окунуться в соревновательную сцену.
Финансовая Доступность и Вопросы к Будущему
Если этого стимула недостаточно, рассмотрите ситуацию с финансовой точки зрения. Чтобы участвовать в битвах Pokemon, вам нужно владеть Nintendo Switch и игрой Pokemon Scarlet или Violet. Если вы хотите следить за мета-игрой, вам, вероятно, понадобятся обе версии, чтобы иметь доступ к эксклюзивным покемонам каждой из них. Pokemon Champions, однако, является бесплатным приложением, выходящим на мобильные устройства и Nintendo Switch. Это означает, что для участия в соревнованиях вам даже не понадобится консоль Nintendo или основная игра Pokemon.

Однако остается много вопросов. Последний трейлер показал, как перераспределять очки характеристик, но что насчет Индивидуальных Значений (IVs)? Это врожденные характеристики, с которыми покемон пойман или вылуплен. Их можно довести до максимума, но это требует значительных ресурсов. Простым решением было бы установить IVs каждого покемона в Champions на 31 (максимальное значение). Однако это ограничило бы стратегию «Trick Room» (Трюковая Комната), технику, при которой тренеры позволяют своим самым медленным покемонам ходить первыми. Естественно, многие команды «Trick Room» строятся на использовании покемонов с нулевыми IVs скорости, что означает: если на поле выходят два Торкола, тот, у кого нулевые IVs скорости, пойдет первым при активной «Трюковой Комнате». Без IVs каждый Торкол с нулевыми вложениями в скорость приводил бы к ничьей по скорости, что отдавало бы приоритет атаки на волю случая.
Кроме того, мы не видели ничего официального касательно удерживаемых предметов (held items). Как и способности с характеристиками, удерживаемый предмет может значительно изменить роль покемона. Драгонайт с Лентой Выбора (Choice Band) может атаковать сильнее, чем обычный Драгонайт, но Лента Выбора блокирует его в использовании одной атаки. В качестве альтернативы, Драгонайт с Шелковым Шарфом (Silk Scarf) усиливает атаки обычного типа, делая «Экстремальную Скорость» (Extreme Speed) еще более смертоносной, при этом не ограничивая Драгонайта одной атакой.
А что насчет уникальных механик, таких как Z-Атаки (Z-Moves) и Динамакс (Dynamax)? Будут ли они представлены? Терасталлизация (Terastalization) и Мега-Эволюции (Mega Evolutions) присутствуют – и это логично, учитывая, что вокруг них построены Scarlet and Violet и Legends: Z-A – но смогут ли игроки использовать Z-Атаки? Как игра будет справляться с новыми поколениями Pokemon? Будет ли каждый покемон доступен в Champions? У автора много вопросов, но чтобы это был лучший способ испытать битвы Pokemon, ему необходим паритет с текущим поколением. Когда выйдет следующее поколение, Pokemon Champions должен как можно быстрее отразить эти новые, определяющие соревновательный процесс механики, если он хочет сохранить интерес соревновательных игроков.

И, конечно, над всем этим нависает вопрос монетизации бесплатной игры. Если Pokemon Champions будет бесплатной, как будет выглядеть монетизация? The Pokemon Company уже подтвердила, что Очки Победы нельзя будет купить за реальные деньги. И хотя это, вероятно, означает, что вы не сможете тренировать или рекрутировать покемонов с помощью кредитной карты, компания наверняка внедрит какие-то способы получения дохода. Надеемся, это будет ограничиваться косметическими предметами.
Итак, какое место во всем этом занимает Чемпионат мира Pokemon (Pokemon Worlds), официальное ежегодное соревнование? Для начала, как только Champions будет интегрирован в официальные турниры, его популярность может резко возрасти. Соревновательная сцена и без того неуклонно росла благодаря оптимизированным механикам и ярким личностям, таким как Вулф Глик, но она затронула лишь малую часть фанатской базы. По состоянию на 2025 год Pokemon Scarlet and Violet продались тиражом более 27 миллионов копий. Очевидно, не все приходят в игры Pokemon ради сражений, но разрушение барьера входа может мотивировать скрытую аудиторию окунуться в соревновательный мир.
Покемоны часто подвергаются критике со стороны старых фанатов за то, что они слишком легкие. С этим трудно поспорить, ведь сюжет рассчитан на игроков всех возрастов. Однако в соревновательных битвах скрыто огромное количество глубины, которое часто упускают из виду. Несколько лет назад Вулф Глик, возможно, лучший игрок в Pokemon в мире, выпустил видео под названием «Pokemon намного сложнее, чем вы думаете». В нем он сравнивает игру с шахматами и объясняет, как все механики и интенсивная умственная игра взаимодействуют, создавая одну из самых глубоких боевых систем всех времен. Глубина и сложность существуют и всегда существовали для тех, кто готов преодолеть барьеры, но я не могу винить людей, которые просто игнорируют это. Эгоистично, как давний фанат Pokemon, я просто надеюсь, что Pokemon Champions будет достаточно, чтобы наконец убедить больше моих друзей попробовать соревновательный Pokemon.

