Вс. Ноя 16th, 2025

Почему некоторые игроки предпочитают инвертированное управление? Научный подход

Многие игроки, включая меня, первым делом после запуска новой игры отправляются в меню настроек. Будь то звук, субтитры, яркость или производительность, мы тщательно настраиваем все параметры, чтобы получить максимально комфортный опыт. Возможно, при этом вы также переключаете управление контроллером с «обычного» на «инвертированное». Если вы когда-нибудь задумывались, почему вы это делаете, то наука, возможно, готова дать ответ.

В недавней научной работе, о которой сообщили The Guardian и Eurogamer, доктора Дженнифер Корбетт и Яап Муннеке из Лондонского университета Брунеля исследовали нейробиологические причины выбора игроками «обычного» или «инвертированного» управления. В статье под названием «Why axis inversion? Optimising interactions between users, interfaces, and visual displays in 3D environments» ученые обнаружили, что на этот выбор влияет множество факторов, в первую очередь связанных с тем, как наш мозг воспринимает объекты в трехмерном пространстве.

Исследование, начатое во время локдауна и опубликованное в этом месяце, показало, что «личный опыт, любимые игры, различные жанры, возраст, консоли, способ прокрутки мышью — все это потенциально может влиять» на решение инвертировать управление в игре или нет.

Корбетт отметила: «Многие люди говорили нам, что причиной их предпочтения инверсии или ее отсутствия было то, что они играли в авиасимулятор, использовали определенный тип консоли или какая-то конкретная первая игра. Многие также сообщили, что их предпочтения со временем менялись. Мы добавили целый новый раздел в исследование, основываясь на этих отзывах».

Чтобы лучше понять это явление, Корбетт и Муннеке попросили участников исследования заполнить анкету об их игровом опыте и принять участие в эксперименте на пространственное восприятие.

«Им нужно было мысленно вращать случайные фигуры, принимать перспективу «аватара» в изображении, определять наклон объектов на различно наклоненных фонах и преодолевать так называемый «эффект Саймона», когда труднее реагировать, если цель находится на противоположной стороне экрана от кнопки ответа», — пояснила Корбетт. «Затем мы использовали алгоритмы машинного обучения, чтобы проанализировать все данные опроса и эксперимента и выявить, какая комбинация этих факторов наилучшим образом объясняет, инвертирует ли кто-то управление».

По словам Корбетт, первоначальные предположения о причинах предпочтения инвертированного управления оказались неверными. Вместо этого, наиболее значимым фактором стала скорость, с которой геймеры могли мысленно вращать объекты и преодолевать эффект Саймона.

«Чем быстрее они справлялись, тем меньше вероятность того, что они инвертируют управление», — заявила Корбетт. «Люди, которые иногда инвертировали управление, были самыми медленными в этих задачах. Хотя [не-инверторы] были, как правило, быстрее, они не давали больше правильных ответов, чем инверторы, которые на самом деле были немного точнее.»

Таким образом, то, что авиасимулятор был вашей первой игрой, не означает, что вы обязательно будете инвертировать управление. Аналогично, если вы всегда играли с обычными настройками, это не делает вас «не-инвертором» по умолчанию. На самом деле, согласно исследованию и размышлениям Корбетт, изменение ваших предпочтений может сделать вас лучшим игроком.

«Не-инверторам стоит попробовать инверсию, а инверторам — дать еще один шанс обычному управлению», — советует Корбетт. «Возможно, вам даже придется заставить себя придерживаться этого в течение нескольких часов. Люди привыкли к одному способу. Это не значит, что они не смогут освоить другой способ еще лучше. Хороший пример — левши. До середины XX века детей-левшей заставляли писать правой рукой, что приводило к пожизненным трудностям с почерком и проблемам в обучении. Многие пожилые люди до сих пор не осознают, что они от природы левши и могли бы писать/рисовать гораздо лучше, если бы вернулись к своей естественной руке».

В следующий раз, когда вы будете обдумывать настройки контроллера, независимо от ваших текущих предпочтений, возможно, стоит пересмотреть другой вариант. Это может помочь вам продержаться дольше в Battlefield 6 или Call of Duty: Black Ops 7.

By Станислав Бугров

Станислав Бугров, 28 лет. Коренной петербуржец, с 2018 года ведет авторскую колонку об игровой индустрии. Начинал с обзоров инди-игр на небольших порталах, сейчас специализируется на расследованиях о разработке ААА-проектов и анализе рынка.

Related Post