Возможно, вы заметили, но скейтбординг снова в моде. После того, как игры про скейтбординг доминировали в игровой индустрии в 2000-х годах, интерес к ним, казалось, иссяк по мере развития амбиций разработчиков. Однако в последнее время наблюдается возрождение скейтбординговых игр, которое привлекает как ветеранов, так и новых игроков. Очевидно, что спрос на такие проекты по-прежнему высок.
С выходом раннего доступа к EA`s Skate – возрождению серии, которая когда-то занимала значительное место в индустрии – а также благодаря успешным релизам ремейков Tony Hawk`s Pro Skater, некогда угасающий жанр, похоже, готов к триумфальному возвращению.
Я впервые заметил это возрождение некоторое время назад, играя в совершенно другую игру про скейтбординг – удивительно спокойную игру о лонгбординге под названием Driftwood. В Driftwood вы управляете довольно крутым ленивцем, который «бомбит» (на сленге скейтеров это означает спуск с огромной горы) живописные горные склоны. Как человек, катавшийся на лонгборде в старшей школе и в основном просто перемещавшийся по городу, Driftwood вернула меня к тому, что когда-то привлекло меня в скейтинге – порывам ветра в моих, надо признать, незащищенных волосах, когда я мчался по заброшенным дорогам и холмам, и приятному (не говоря уже о непринужденном) ощущению крутости, когда я лавировал сквозь толпы пешеходов и транспорт. Поэтому вполне логично, что игра, напомнившая мне о моей любви к скейтингу, также открыла мне глаза на то, сколько скейтбординговых игр появилось за последние несколько лет.
На протяжении многих лет разработчики выпускали замечательное разнообразие игр, от причудливой SkateBird до симуляторов, таких как метко названная Session: Skating Sim. Несколько лет назад появилась SkaterXL, Bomb Rush Cyberfunk произвела фурор, сравнимый с первым успешным трюком 900 Тони Хоука – и у нее уже готовится сиквел – а тем временем игры OlliOlli росли в масштабе, содержании и стиле с каждым новым релизом, вплоть до, к сожалению, закрытия студии Roll7.
Игр про скейтбординг, поддерживающих мечту о «катании» (shred) живой, никогда не было недостатка, но с возвращением Skate кажется, что все секторы разработки игр – инди, АА и ААА сегменты – полностью охвачены ренессансом скейтбординговых игр.
Так почему именно сейчас настал момент для возрождения этих игр? Что в игровом ландшафте 2025 года и нескольких предшествующих лет заставило разработчиков снова обратиться к этой части игрового прошлого?

По словам Джейсона Манна, одного из разработчиков Driftwood, ответ довольно прост: «Если бы мне пришлось гадать, я бы сказал, что люди, выросшие на сериях Skate и Tony Hawk, достигли возраста, когда могут создавать свои собственные игры или, по крайней мере, имеют большее влияние на потребительские расходы». Учитывая сроки, он не ошибается. Игры Tony Hawk впервые появились на рынке в конце 90-х, а серия Skate – примерно десять лет спустя. Средний ребенок, игравший в любую из них, вероятно, сейчас работает в индустрии и может повлиять на их заметные перерывы, результат чего мы и наблюдаем. Учитывая склонность индустрии к ностальгии и пересмотру своих прошлых вех, это кажется наиболее вероятным объяснением.
В целом, я согласен с этим мнением. Но хотя я приветствую возрождение скейтбординговых игр, иногда это кажется тактическим отступлением. Возможно, это просто мой цинизм, но, глядя на состояние игровой индустрии, невольно задаешься вопросом: что работает в наше время? В период, когда отрасль сталкивается с увольнениями и отменами проектов, естественной реакцией кажется рефлексивная ностальгия по играм, на которых выросли разработчики – играм с наследием, определенным их огромным успехом и долговечностью. В этом контексте появление чего-то вроде Skate, которое переделывает любимую собственность в новую модель живого сервиса, имеет смысл – даже если это вызывает опасения у аудитории.
По мнению Джеффри Спайсера, продюсера crea-ture Studios, работающего над Session, возрождение отражает собственные взлеты и падения популярности скейт-культуры. Спайсер добавил, однако, что независимо от массовой привлекательности, «всегда есть основная группа людей, которые хотят игру, дающую им свободу и самовыражение, присущие реальному катанию на скейте». Это утверждение трудно отрицать, учитывая, как много различных скейтбординговых игр появилось за эти годы – разнообразие, которое он и Манн с радостью приветствовали. Особенно интересно видеть появление механик скейтинга и в менее очевидных местах, таких как Thirsty Suitors от Outerloop Games в 2023 году, недавно выпущенная Sword of the Sea (которая больше похожа на серфинг, но мы все равно это принимаем!) и даже прошлогодняя Игра Года от GameSpot, Metaphor: ReFantazio.
Забавно, но последние две из этих игр позволяют игрокам кататься на мече. Если бы у меня был никель за каждый такой случай, у меня было бы два никеля, что не так много, но странно, что это произошло дважды.

Для Спайсера такое постоянное присутствие скейтинга, вероятно, объясняется тем, что «желание играть в игры про скейтбординг никогда по-настоящему не угасало». Манн поддержал эту мысль, указав на то, что предыдущие игры Tony Hawk и Skate имели «культовую армию поклонников, которая, похоже, активно взаимодействует в социальных сетях». И кто из нас не видел невероятно популярное короткое видео, где игрок выполняет невообразимый трюк Christ Air в Skate 3 под песню Pearl Jam `Even Flow`?
Тем не менее, рост числа игр про скейтбординг и их популярность становится ощутимым, что Спайсер объясняет «растущей базой игроков» и их спросом. К счастью, этот момент кажется благоприятным для тех, кто хочет попробовать себя в них, и очевидно, что желание есть. Мэт Пискателла, старший директор и аналитик исследовательской компании Circana, подтвердил, что запуск Skate от EA, похоже, имел «феноменальный старт». Очевидно, что бесплатное возрождение серии «вошло в топ-5 по еженедельному количеству активных пользователей» на большинстве платформ, по которым сообщаются данные, поставив свою стартовую аудиторию на один уровень с такими гигантами, как Fortnite и Grand Theft Auto. Хотя для крупных релизов типично видеть огромные стартовые цифры, такое достижение встречается реже для проекта, принадлежащего некогда популярной нише в серии, которая не выпускала игры 15 лет, что делает дебют Skate освежающим шоком для системы.
Говоря об их некогда доминирующем присутствии, Пискателла также рассказал, что когда он работал в Activision, «игры Tony Hawk были тем же, чем сегодня являются Call of Duty и Madden: ежегодными релизами с лояльной аудиторией, которая покупала новую версию каждый год». Задача сейчас, по словам Пискателлы, состоит в том, чтобы превратить эти «импульсы» – случаи, когда спорадический крупный релиз вызывал всплеск интереса и продаж в играх про скейтбординг – в переломный момент, который обеспечит большую долговечность. Возможно, Skate справится с этой задачей, но такие люди, как Манн, также приветствовали бы больше оригинальных игр от других крупных серий жанра, а также игры про скейтбординг с «полноценными сюжетными режимами» и большей `жесткостью`.
Независимо от формы, которую примет это возрождение, разработчики, с которыми я общался, казались полными энтузиазма. Не только по поводу того, что игры про скейтбординг снова переживают мейнстримный момент, но и по поводу перспективы того, что их работа будет «поддерживать факел зажженным для будущих поколений, чтобы они открыли для себя скейтинг», по словам Спайсера.
«Будь то привлечение новых детей на их первую доску или побуждение старых скейтеров стряхнуть пыль со своих снаряжений, скейтинг – для всех».
