Сегодня, 6 сентября 2025 года, игра Astro Bot отмечает свой первый день рождения. В этой статье мы поразмышляем о том, какое значение этот отважный робот приобрёл для нового поколения юных геймеров.
Более тридцати лет назад я познал настоящую страсть. В гостях у родственников, куда мы приехали с родителями и двумя братьями и сёстрами, моим объектом обожания стала громоздкая серо-чёрная игровая консоль, подключенная к такому же старомодному ЭЛТ-телевизору. Я уже видел видеоигры в аркадных залах и пробовал примитивные игры на домашнем компьютере Mac. Но Super Mario Bros. оказалась чем-то совершенно иным. Простое, но отзывчивое управление, невероятное разнообразие уровней, а главное — музыка! К моменту нашего отъезда от тёти, мы трое детей уже развернули целую кампанию, чтобы убедить родителей купить нам собственную Nintendo Entertainment System, ведь мы так хотели играть в Марио ещё. Остальное, как говорится, уже история.
Моя история далеко не уникальна. Многие дети 1980-х годов пережили нечто подобное, что положило начало их страсти к играм. Однако теперь, спустя десятилетия, будучи сам родителем, я поражён тем, как Astro Bot захватил моих собственных детей, напоминая мне о моём опыте с Марио. Спустя годы, они почти наверняка будут вспоминать именно Astro как ту игру, что впервые разожгла их любовь к видеоиграм.
В моём случае, тот ранний опыт с Марио оказал огромное влияние на всю мою жизнь. Он затронул не только моё хобби, интересы и круг друзей, но и мою карьеру. Трудно представить, что я стал бы профессионально писать об играх, если бы не заразился этой страстью в юном возрасте. Я не думаю, что мои дети непременно станут игровыми критиками, но это служит ярким доказательством того, насколько важными могут быть такие ранние впечатления и как они могут проявиться самым неожиданным образом.
Незадолго до выхода Astro Bot я посетил студию Team Asobi в Токио, где мне представилась возможность подробно ознакомиться с игрой. Это был обычный студийный визит, но вокруг этой конкретной игры ощущалась заразительная энергия. Чувствовалось, что готовится нечто особенное, и, думаю, Asobi это тоже понимали. В интервью геймдиректор Николя Дусе подчёркивал, насколько важно было сделать игру привлекательной и доступной для юных игроков. Astro — робот с относительно простым дизайном персонажа, намеренно упрощённым, чтобы дети могли легко нарисовать его. Персонаж общается без слов, используя выражения и звуки, благодаря чему сюжет понятен даже тем, кто ещё не умеет читать. Платформенные уровни достаточно сложны, чтобы обеспечить приятную кривую обучения для молодых или начинающих игроков, а для более опытных предусмотрены дополнительные испытания.
«Я помню первые несколько видеоигр, в которые играл, и благодаря их прекрасному дизайну они остались со мной на всю жизнь, – рассказал Дусе. – И обе эти составляющие, я считаю, очень важны. Создавая платформер, мы должны учитывать потребности обеих аудиторий. Поэтому мы строили не только игру, но и культуру нашей команды всегда вокруг этого принципа».
Хотя Дусе не упоминал Марио напрямую во время визита в студию, вдохновение было очевидно. Команда поставила перед собой цель создать игру, которая приносила бы удовольствие и обладала бы долговечностью.
Им это удалось. Год спустя Astro Bot остаётся одной из самых популярных игр в моём доме. Мой младший сын, который ещё не умеет читать, обычно называет её «игрой про робота», но уже начинает узнавать персонажа как Астро. Уровни достаточно сложны, чтобы дать ему приятное ощущение преодоления и достижения, но при этом остаются выполнимыми. Он часто удивляет всю семью тем, насколько хорошо справляется даже с более трудными этапами в конце игры.
Мои старшие дети с удовольствием играют с ним, помогая пройти сложные участки или проходя свои собственные, более трудные уровни-испытания. Все они любят вместе сражаться с боссами. Они смеются и подбадривают друг друга, преодолевая сложные задания или переигрывая любимые этапы. Когда один из детей случайно удалил моё 100% прохождение – не буду называть имён, они сами знают, о ком речь – я в конечном итоге отнёсся к этому спокойно, ведь мы могли просто начать всё заново.

Конечно, Astro Bot вряд ли станет таким же повсеместным явлением для поколения моих детей, каким Марио был для моего. В 80-х годах выход видеоигр был спорадическим, а персонажи-талисманы практически неизвестны. Сегодня дети знакомятся с видеоиграми множеством способов: от мобильных устройств и планшетов до консолей, с такими огромными и уже устоявшимися франшизами, как Minecraft и Fortnite. Почти каждый геймер, выросший в 1980-х, помнит Super Mario, но влияние Astro будет более рассеянным, потому что к одной и той же цели ведут множество путей. Astro не станет универсальной константой своего времени, и только время покажет, сможет ли он хотя бы отдалённо приблизиться к долговечности Марио. Тем не менее, для меня он всегда будет особенным из-за того значения, которое он приобрёл в моём доме.
За последний год Astro Bot добился значительных успехов. Игра хорошо продавалась, вдохновила на создание мерчендайза (включая несколько лимитированных контроллеров) и получила высшую награду на The Game Awards 2024. Однако для меня её влияние более лично: Astro Bot – это та игра, которая пробудила в моих детях любопытство и желание играть, а также разбудила их интерес к видеоиграм в целом. Когда я вижу, как они играют, это похоже на взгляд сквозь портал времени, где я наблюдаю за собой много лет назад – лицо, озарённое гипнотическим светом старого коричневого телевизора, рот приоткрыт от изумления перед возможностями этой волшебной новой среды.

